Заказ дипломного проекта 8-926-885-37-14. Пишите на почту diplom-doc@mail.ru
Интеллектуальная поисковая система Nigma.ru

   
  Дипломник
  1043
 

1043. Особенности сюжетостроения в романе Ф.М. Достоевского Бедные люди
Содержание
Введение 3
Глава 1. Произведение Ф.М. Достоевского "Бедные люди" в контексте             его творчества 9
1.1. Предпосылки создания романа "Бедные люди" 9
1.2. Произведение Ф.М. Достоевского в современной              отечественной критике 19
Глава 2. Особенности поэтики романа "Бедные люди" 31
2.1. Система образов в романе "Бедные люди" 31
2.2. Сюжет и композиция романа Ф.М. Достоевского 49
Заключение 68
Библиография 74

Библиография
Источники
1. Достоевский Ф. М.  Полн. собр. худож. произв., т. I. М.-Л., 1989
2. Достоевский Ф.М. Письма, т. 1. М.—Л., 1978
3. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. – М, 2007.

Литература
1. Абельтин Э.А., Литвинова В.И. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского в контексте современного изучения классики. - Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им Н.Ф. Катанова, 1999. – 160 с.
2. Аникин А. А. Тема “маленького человека” в русской классике//в кн. : Петренко Л. П. , Аникин А. А, Галкин А. Б. Темы русской классики. Учебное пособие - М. : Прометей, 2000, с. 96 – 120
3. Анненков П. В. Литературные воспоминания. М., 1983.
4. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 2003
5. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. – Киев, 1994.
6. Белинский В.Г. Собр. Соч. в 9 т. - М, 1982.
7. Бельчиков Н. Ф. Достоевский в процессе петрашевцев. М., 1971
8. Бем А. Л. Первые шаги Достоевского (Генезис романа "Бедные люди") // Бем А. Л. Исследования. Письма о литературе. М., 2001. - С. 73-77.
9. Бердяев Н. Миросозерцание Достоевского. М., 1992
10. Берковский Н. Я. О мировом значении русской литературы. Л., 1975
11. Бочаров С.Г. Сюжеты русской литературы. М., 1999.
12. Ветловская В. Роман Ф. М. Достоевского “Бедные люди”. Л., 1988.
13. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. - М.: ГИХЛ, 1982.
14. Виноградов И. По живому следу. Духовные искания русской классики. Литературно-критические статьи. М., 1987.
15. Волгин И. Последний год Достоевского. Исторические записки. Серия Библиотека Дружбы народов. Художник Косенков С.. М. Изд-во Известия. 1990. – 656 с.
16. Гарин И. И. Многоликий Достоевский. – М., 1997
17. Герцен А. И. Собр. соч.: В 30 т. М., 1956.
18. Гоголь Н. В. Полн. собр. соч. М., 1952.
19. Градовский Г.К. Роковое пятилетие. 1878-1882 гг. // Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников. В 2-х т. - М., 1990.
20. Григорович Д. В. Литературные воспоминания. М., 1987.
21. Гроссман Л. Достоевский. М., 1962 (ЖЗЛ)
22. Гроссман Л. П. Достоевский-художник // Творчество Достоевского М., 1959
23. Добролюбов Н. А. Собр. соч.: В 9 т. М.; Л., 1963.
24. Долинин А.С. Достоевский и другие. Л., 1989.
25. Ермилов В.В. Достоевский Ф.М. – М., 1956.
26. Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения.- М., 2007.
27. Захаров В. Н. Христианский реализм в русской литературе (постановка проблемы) // Евангельский текст в русской литературе XVIII—XX веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр / Сб. научных трудов. Вып. 3. Петрозаводск, 2001.
28. Захаров В.Н. Система жанров Достоевского. – М., 1956.
29. Зырянов О. В. Кто вышел из гоголевской «Шинели»? / О. В. Зырянов // Известия Уральского государственного университета. – 2002. – № 24. – С. 123-143.
30. Иванов В.И. Достоевский и роман-трагедия // Иванов В.И. Родное и вселенское. - М.: Республика, 1994.
31. Иванов Вяч. Достоевский. Собрание сочинений, т. 4. Брюссель, 1987
32. История русской литературы. В 4-х томах. Том 3. Л.: Наука, 1980
33. Касаткина Т.  "Возрождение личности" в творчестве Ф.М. Достоевского: "Восстановление в правах" и "восстановление в обязанностях" // "Личность в Церкви и обществе". Материалы международной научно-бого-словской конференции (Москва, 17-19 сентября 2001 г.). С. 15 – 19.
34. Касаткина Т. "Христос вне истины" в творчестве Достоевского // Достоевский и мировая культура. Альманах. СПб., 1998. № 11.
35. Касаткина Т. О творящей природе слова. Онтологичность слова в творчестве Ф.М. Достоевского как основа “реализма в высшем смысле”. М., 2004. С. 141—151.
36. Кашина Н. В., Эстетика Ф. М. Достоевского. – М., 1975.
37. Кирпотин В.Я. Достоевский – художник. – М., 1972.
38. Лихачев Д.С. Достоевский в поисках реального и достоверного // Лихачев Д.С. Избранные работы в 3-х тт. - Т.З. - Л.: Художественная литература, 1987.
39. Лотман Л. М. Романы Достоевского и русская легенда // Рус. лит. 1972. № 2. С. 132—136.
40. Мережковский Д.С. Л.Толстой и Достоевский. М., 1998
41. Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995.
42. Новые аспекты в изучении Достоевского. Петрозаводск, 1994.
43. Переверзев В., Риза-Задэ Ф. Достоевский Ф. М. // Литературная энциклопедия: В 11 т. — [М.], 1929—1939. Т. 3. — [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. — Стб. 396—410.
44. Поспелов Г.Н. Вопросы художественной типизации. Литературная газета. 1956, № 94
45. Розанов В. В. О происхождении некоторых типов Достоевского / http://www.humanities.edu.ru/db/msg/5946
46. Русские писатели. Библиографич. слов. [в 2 ч]. ч. 1 А-Л/ ред. кол. : Б. Ф. Егоров и др. под ред. П. А. Николаева. - М. : Просвещение, 1990, с. 268 - 270
47. Соколянский М.Г. Эпистолярный роман.// Литературоведческие термины (материалы к словарю). -Коломна, 1999.
48. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика.- М., 1996.
49. Третьякова Т. "Бедные люди" как притча об отношении литературы к читателю // Известия Уральского государственного университета. – 2000. – № 7. – С. 94 - 102.
50. Тюнькин К.И. Страдания и радости "добрых сердец" ("Бедные люди" Ф.М. Достоевского) // Вершины: Книга о выдающихся произведениях русской литературы/ Сост. В.И. Кулешов - М.: Дет.лит., 1983. – С. 125 – 141.
51. Тюпа В.И. Анализ художественного текста.- М., 2006.
52. Фридлендер Г. М. Реализм Достоевского. М.—Л., 1964
53. Фридлендер Г. М. Эстетика Достоевского. — В кн.: Достоевский — художник и мыслитель. М., 1979
54. Фридлендер Г.М. Комментарии: Ф.М. Достоевский "Бедные люди" // Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 15 томах. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1988. Т. 1.  – С. 430 - 441.
55. Чернова Н. Книга как “персонаж”, метафора и символ в “Бедных людях” Ф.М. Достоевского // XXI век глазами Достоевского: перспективы человечества. М., 2002. С. 335—347.
56. Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч.: В 15 т. М., 1939.
57. Шестов Л. Достоевский и Ницше. М., 1999
58. Энгельгардт Б. М. Идеологический роман Достоевского // Ф.М. Достоевский. Статьи и материалы / Под ред. А. С. Долина. М.; Л.: Мысль, 1924.
59. Якушин Н. Великий русский писатель. // в кн. : Ф. Н. Достоевский. Изб. сочинения/ ред. кол.: Г. Беленький, П. Николаев; М. , Худож. лит. , 1990, с. 3 – 23
60. Ясенский СЮ. Искусство психологического анализа в творчестве Ф.М. Достоевского и Л.Н. Андреева // Достоевский. Материалы и исследования. Т. 11. - СПб: Наука, 1994. -С.156-187.
Доклад
Тема дипломной работы – Особенности сюжетостроения в романе Ф. М. Достоевского "Бедные люди".
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что не было, пожалуй, не только в русской, по и в мировой литературе писателя, который столь обнажено лично, с такой душевной болью воспринимал бы социальные и нравственные конфликты современности и, с другой стороны, столь общечеловечески, в масштабах истории, в масштабах мира переживал и осознавал свои, казалось бы, глубоко личные трагедии, радости, случайные встречи. А время Достоевского было предельно насыщено борьбой старых и новых социальных сил, открывало духовные и нравственные бездны, еще неизвестные предшествующим поколениям. А жизнь самого Достоевского была богата тяжелыми и катастрофическими поворотами, внутренними драмами, встречами и общением с людьми самыми разными.
Цель работы – охарактеризовать особенности сюжетосложения в романе Ф.М. Достоевского "Бедные люди".
Для выполнения поставленной цели нами был решены следующие задачи: проанализировать положение романа "Бедные люди" в контексте творчества Ф.М. Достоевского, исследовать особенности поэтики романа Ф.М. Достоевского "Бедные люди".
Голос самого Достоевского для одних сливается с голосами тех или иных из его героев, для других является своеобразным синтезом всех этих идеологических голосов, для третьих, наконец, он просто заглушается ими. С героями полемизируют, у героев учатся, их воззрения пытаются доразвить до законченной системы. Герой идеологически авторитетен и самостоятелен, он воспринимается как автор собственной полновесной идеологемы, а не как объект завершающего художественного видения Достоевского. Для сознания критиков прямая полновесная интенциональность слов героя размыкает монологическую плоскость романа и вызывает на непосредственный ответ, как если бы герой был не объектом авторского слова, а полноценным и полноправным носителем собственного слова.
Герой идеологически авторитетен и самостоятелен, он воспринимается как автор собственной полновесной идеологемы, а не как объект завершающего художественного видения Достоевского. Для сознания критиков прямая полновесная интенциональность слов героя размыкает монологическую плоскость романа и вызывает на непосредственный ответ, как если бы герой был не объектом авторского слова, а полноценным и полноправным носителем собственного слова.
Все элементы романной структуры у Достоевского глубоко своеобразны; все они определяются тем новым художественным заданием, которое только он сумел поставить и разрешить во всей его широте и глубине: заданием построить полифонический мир и разрушить сложившиеся формы европейского, в основном, монологического романа.
Роман для Достоевского оказался труден и требовал больших затрат сил. 24 марта 1845 г. Достоевский писал о романе брату: «Кончил я его совершенно чуть ли еще не в ноябре месяце, но в декабре вздумал его весь переделать: переделал и переписал, но в феврале начал опять снова обчищать, обглаживать, вставлять и выпускать. Около половины марта я был готов и доволен. Но тут другая история: цензора не берут менее чем на месяц. Раньше отцензировать нельзя. Они-де работой завалены. Я взял назад рукопись, не зная, на что решиться <...> Моим романом я серьезно доволен. Это вещь строгая и стройная. Есть, впрочем, ужасные недостатки».
«Аналитический» характер построения «Бедных людей» (в отличие от «синтетического» метода повестей Гоголя) был, как свидетельствует письмо Достоевского к брату от 1 февраля 1846 г., замечен уже Белинским («Во мне находят новую, оригинальную струю (Белинский и прочие), — писал здесь Достоевский, — состоящую в том, что я действую анализом, а не синтезисом, то есть иду в глубину, и разбирая по атомам, отыскиваю целое, Гоголь же берет прямо целое...»).
И при этом он хочет не только обрисовать в нем социальную судьбу «бедных людей», окружающую их обстановку и среду, но и предельно полно выразить их внутренний мир. Это побудило Достоевского избрать для своего первого произведения форму романа в письмах, которая давала автору возможность объединить в нем описательный, «физиологический» материал с эмоциональным, лирическим тоном изложения, глубоким психологическим раскрытием души «бедных людей».
Молодой Достоевский же, пользуясь материалом столичной «физиологии», строит на этой основе роман с единой, развивающейся фабулой. И при этом он хочет не только обрисовать в нём социальную судьбу «бедных людей», окружающую их обстановку и среду, но и предельно полно выразить их внутренний мир. Это побудило Достоевского избрать для своего первого произведения форму романа в письмах, которая давала автору возможность объединить в нём описательный, «физиологический» материал с эмоциональным, лирическим тоном изложения, глубоким психологическим раскрытием души «бедных людей».
Опираясь на пример Гоголя, Достоевский знакомит читателя с теми литературными произведениями, которые сформировали душевный мир его героев, дает им возможность установить и высказать свои литературные симпатии и антипатии. При этом литературная среда, в которую погружены герои Достоевского, оказывается значительно более сложной, чем у Гоголя: благородный студент Покровский изображен в романе в качестве горячего поклонника Пушкина; поэтический мир последнего оказал воздействие и на нравственное формирование Вареньки.
В обширной критической литературе о первом романе Достоевского до сих пор не объяснен сенсационный успех "Бедных людей". Оригинальность Достоевского была очевидна для многих современников писателя, но осознание этого выразилось не столько в разъяснении сущности явления, сколько в восторженных оценках: "новый Гоголь", "явление необыкновенное", "необыкновенно замечательное произведение", "явление нового необыкновенного таланта", "явление замечательное" и т. д. Эти оценки Белинского, Некрасова, И. Панаева, В. С. Шевырева и других не были апологией начинающего писателя — в их суждениях была и изрядная доля критики. Уже тогда появилось немало "общих мест" в объяснении "Бедных людей". Так, все отмечали "гуманистический пафос" первого романа Достоевского, правда, с разными нюансами: от "высоко гуманного идеала" до "филантропической тенденции", иногда низведенной до иллюстрации некоторых постулатов добродетели.
В один день с извещением Ф.В. Булгарина издевательская рецензия на «Петербургский сборник» появилась в кукольниковской «Иллюстрации» Анонимный рецензент писал о «Бедных людях»: «Роман <...> не имеет никакой формы и весь основан на подробностях утомительно однообразных, наводит такую скуку, какой нам ещё испытать не удавалось». Относя «Бедных людей» к «сатирическому роду» и выражая свое недовольство его успехами в литературе 1840-х годов, рецензент отдавал предпочтение вышедшим незадолго до этого «Петербургским вершинам» Я.П. Буткова.
Форма повествования - роман в письмах - была выходом к внелитературной драматизации действия. В повествовании (письменном общении двух героев) драматическое, эпическое, лирическое не были категориями чисто литературного рода, а совпадали со вполне реальными способами жизненной самооценки людей. Было заметно, что словесность Достоевский понимает как некое драматическое единство, создавать которое следует не впадая в монологическую декламацию, а глубоко вникая в субъективность всех живых голосов и будучи тактичным в каждом стороннем высказывании о человеке.
Общее, действительно, было, но им не объяснить степень оригинальности Достоевского в разработке традиционной к тому времени темы "маленького человека" в литературе. И тем более не объяснить знаменитые письма Макара Девушкина от 1 и 8 июля, его полемику по поводу "Станционного смотрителя" Пушкина и "Шинели" Гоголя, где выбор был не в пользу Гоголя — и отнюдь из-за "верноподданнической" и "охранительной" позиции героя романа, а вследствие неприятия Достоевским гоголевских принципов изображения человека. Лишь немногие видели в Достоевском ученика ("подражателя") Гоголя. Гораздо более значительными были попытки В. Майкова и М. Бахтина противопоставлением Гоголя и Достоевского оттенить оригинальность дебютанта, что, впрочем, также не объясняет триумф "Бедных людей".
Можно быть умнее и образованнее Макара Девушкина, как, к примеру, Чацкий. Онегин, Ленский, Печорин, Андрей Болконский и Пьер Безухов. Можно быть безупречнее его, как, например, идеальная пушкинская Татьяна Ларина. Тем не менее в характере и в личности Макара Девушкина есть нечто, что делает его значительнее многих героев не только русской, но и мировой литературы.
Варенька Доброселова, например, тоньше, образованнее, культурнее Макара Девушкина. В литературном творчестве они могли бы составить друг другу конкуренцию: Макар Девушкин — в своих письмах, Варенька Доброселова — в своих воспоминаниях. Некоторым современникам Достоевского, поклонникам изящного искусства, литературный дар Вареньки Доброселовой казался предпочтительнее писаний Макара Девушкина. Достоевского упрекали в том, что тот может писать иначе, чем Макар Девушкин, — изящнее, литературнее, художественнее. В определенной мере характер Вареньки Доброселовой сильнее характера Макара Девушкина: она без особых затруднений ставит героя в подчиненное, служебное положение.
И все же в образе Макара Девушкина есть то, что отсутствует в образе Вареньки Доброселовой. В сюжете романа героиня задана и дана в определенной духовной сущности, она неизменна и в записках, и в первых письмах, и последних. В отличие от статичной героини Макар Девушкин меняется. Маленький, тихий, скромный, забитый и униженный, он преображается — и преображается духовно.
Это постепенный процесс, в котором ключевую роль играет литература. Не та, которую читает Макар Девушкин (а он в отличие от Вареньки Доброселовой способен увлечься и невзыскательными писаниями Ратазяева, повестями "Итальянские страсти", "Ермак и Зюлейка"). И даже не "Повести Белкина" Пушкина и не "Шинель" Гоголя, которые он получил от Вареньки Доброселовой.
Его преображает та литература, которую Макар Девушкин творит сам. На глазах читателя недалекий переписчик превращается в писателя, причем в настоящего писателя, для которого сочинение "дружеских писем" становится в конце концов насущной духовной потребностью героя, который в слове сознает себя и мир, который неожиданно замечает, что у него "слог становится", который в слове обретает творческое всесилие над сказанным и утаенным.
 

 
   
 
=> Тебе нужна собственная страница в интернете? Тогда нажимай сюда! <=
Регистрация в каталогах, добавить сайт 
в каталоги, статьи про раскрутку сайтов, web дизайн, flash, photoshop, 
хостинг, рассылки; форум, баннерная сеть, каталог сайтов, услуги 
продвижения и рекламы сайтов
  • Виртуальный тур по Ялте. Отдохни на курорте.
    счетчик посещений besucherzahler dating websites