166. Использование композиционных и колористических средств в пейзажах Астрахани.
Содержание
Актуальность исследования обусловлена необходимостью исследования колористических и композиционных решений художников второй половины XX века, т.к. в этот период формируется новое мировосприятие и применяются специфические приемы для решения новых потребностей изобразительного искусства и мировосприятия.
Основу цветовой выразительности составляет зрительное восприятие, обусловленное не только ощущениями, затрагивающими эмоциональную и интеллектуальную сферу личности, но и всем ее прошлым опытом. Вследствие этого колористическая и композиционная характеристика произведения является основополагающей при анализе творчества художника.
Умение художника заострить, подчеркнуть характерное в изображаемом явлении, сконцентрировать его с целью эстетического воздействия на зрителя основывается на знании закономерностей цвета и его многосторонних связях, прямых и обратных, таких, как: цвет и цветосочетания, цвет и свет, цвет и форма, цвет и материал, знаниях по теории цветовой гармонии.
В научной и методической литературе накоплен богатый теоретический материал по проблемам цвета. Вопросам закономерностей живописного изображения, приемам цветопередачи уделяли внимание еще в эпоху Возрождения такие известные художники и ученые, как: Л.Б. Альберти, А. Дюрер, Леонардо да Винчи, Ч. Ченнини и др.
Большую ценность для нашего исследования представляют высказывания, разработки по колористике, оставленные в литературном наследии Б. Бецольдом, И.В. Гете, Э. Герингом, Э. Делакруа, И. Ньютоном, В.Ф. Оствальдом, Ф.О. Рунге, М.Э. Шеврейлем, оказавшими непосредственное влияние на развитие прикладного цветоведения.
С позиции рассматриваемой нами проблемы несомненный интерес представляют авторские концепции восприятия и использования цвета, разработанные И. Иттеном, В.В. Кандинским, К.С. Малевичем, М.В. Матюшиным, П.А. Флоренским, мысли о цвете таких художников, как: В. Ван Гог, Ф. Леже, А. Матисс, П. Пикассо, Ж.О.Д. Энгр, А.М. Герасимов, Б.В. Иогансон, Н.П. Крымов, К.С. Петров-Водкин, Г.К. Савицкий, Г.М. Шегаль, К.Ф. Юон и других.
Методические аспекты восприятия и воспроизведения цвета в процессе обучения живописи нашли свое отражение в педагогических установках выдающихся русских художников-педагогов: А.А. Иванова, К.А. Коровина, И.Е. Репина, В.А. Серова, В.И. Сурикова, П.П. Чистякова, отстаивавших необходимость постановки глаза, воспитания целостного восприятия цветовых качеств натуры и передачи цветового богатства окружающей действительности.
Как общие, так и частные вопросы колористики и цветоведения отражены во многих научных трудах С.С. Алексеева, Г.В. Беды, Н.Н. Волкова, А.В. Ефимова, А.С. Зайцева, Л.Н. Мироновой, С.А. Чуйкова, Г.М. Шегаля. В их исследованиях и методических рекомендациях рассматривается необходимость и важность разработки проблемы формирования и развития колористического восприятия и грамотного исполь зования цвета в профессиональной подготовке специалистов в области художественной культуры.
Психофизиологической основой поисков новых методов по формированию восприятия цвета являются труды таких видных физиологов и психологов, как: В.Г. Ананьев, Р. Арнхейм, С.И. Вавилов, В. Вундт, Л.С. Выготский, Г. Гельмгольц, Дж. Гибсон, Р. Грегори, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, С.В. Кравков, В.С. Кузин, А.Н. Леонтьев, И.П. Павлов, С.Л. Рубинштейн, И.М. Сеченов, Б.М. Теплов, Д.П. Узнадзе, П.М. Якобсон и др. Их работы посвящены вопросам психологии зрительного восприятия цвета в изобразительной деятельности, эмоциональной реакции на цвет и индивидуальным особенностям цветоразличения.
Отдельные вопросы по исследуемой нами проблеме рассматривались в диссертациях Г.В. Беды, В.А. Басманова, А.А. Васильева, Э.И. Григорьевой, Н.А. Долгоаршинных, А.Ж. Кенесариной, Н.А. Корева, Ю.В. Коробко, Е.Ф. Кузнецова, С.П. Ломова, Н.Н. Лукина, А.И. Масленникова, Д.М. Оверчука, Ю.Н. Окунева, Н.К. Прониной, П.П. Ревякина, А.С. Рындина, Л.И. Рындиной, С.З. Садыковой, А.В. Сизовой, Г.В. Смирнова, И.В. Солодухина, Н.Г. Торлоповой, А.А. Унковского, Е.А. Хижняк, О.Н. Холиной, О.В. Шаляпина, Ю.П. Шашкова и других.
Цель работы – охарактеризовать особенности композиции и колорита в жанровой живописи художников последней трети XIX века.
Для выполнения поставленной цели нами были решены следующие задачи: определены основные этапы развития жанровой живописи, исследованы теоретические аспекты изучения композиции и колорита в жанровой живописи, проанализированы особенности композиции и колорита жанровой живописи, предложены методические рекомендации для проведения уроков рисования в 5 классе школы.
Дипломная работа состоит из введения, четырех глав, заключения и приложения.
1. Аксенов Ю., Левидова М.. Цвет и линия. М.: Советский художник. 1976.
2. Беда Г.В. Тоновые и цветовые отношения в живописи. М.: Советский художник. 1964.
3. Беда Е.В. Живопись. – М.: Просвещение, 1986. — 192 с
4. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. - М.: Изобразительное искусство, 1985
5. Волков Н.Н. Цвет в живописи. – М.: Искусство, 1985.
6. Горький М. О том, как учился писать. — В сб.: Горький М. О литературе. М., 1953.
7. Грабарь И.Э. (ред.) История русского искусства, тт. 1–13. М., 1953–1969
8. Гусарова А.П. Константин Коровин. - М.: Искусство, 1990.
9. Дейнека А. Жизнь, искусство, время. – М.: Искусство, 1958.
10. Дехтярь А.А. Н.Нестерова. М., 1989
12. История зарубежного искусства. - М.: Изобразительное искусство, 1984
13. История мирового искусства. БММ АО, М., 1998
14. Кибрик Е.А. Работа и мысли художника. – М.: Искусство, 1984. – 254 с.
15. Конашевич В.М. О себе и своем деле. Воспоминания. Статьи. Письма. М., 1968
16. Краткий словарь изобразительного искусства. – М.: БСЭ, 1987.
17. Кузнецов Э.В. Исторический и батальный жанр. – М.: просвещение, 1982. – 192 с.
18. Мгновенье, остановленное цветом. Т.А.Маврина. Графика, живопись (альбом). М., 1997
19. Мир Чарушина. Е.И.Чарушин – художник и писатель. Л., 1980
20. Молева Н., Белютин Э. П.П.Чистяков. Теоретик и педагог. - М.: Академия художеств, 1953
21. Молок Ю. В.М.Конашевич. Л., 1969
22. Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. - Мн.: Харвест, 1999.- 752 с.- (Библиотека практической психологии).
23. Рогинская Ф.С. Передвижники. М., 1993
24. Рутковская А.А. Рисование в начальной школе.- СПб.: «Издательский Дом "Нева"»; М.: «ОЛМА - ПРЕСС», 2001.-192с..
25. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. -М.: Издательский центр «Академия», 1999.-368с.
26. Суздалев П. О жанрах живописи // Творчество. 1964, № 2, 3
27. Товарищество передвижных художественных выставок. Письма, документы, тт. 1–2. М., 1987
28. Толстой Л. Н. Об искусстве и литературе. М., 1958
29. Унковский А.А. Живопись: Вопр. колорита. Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1980. — 128 с.
30. Этюды об изобразительном искусстве / Под ред. Н.И. Платонова, В.Ф. Тарасова. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.
31. Яшухин А.Я., Ломов С.П. Живопись. – М.: АТАР, 1999.