738. Авторская песня как жанр советской эпохи в период шестидесятничества
Содержание
Введение 3
Глава 1. Обзор литературы. Авторская песня как жанр советской эпохи в период шестидесятничества 10
1.1. Авторская песня: понятие, сущность, истоки, традиции 10
1.2. Шестидесятничество как особый период советской эпохи 23
Выводы по главе 30
Глава 2. Анализ творчества выдающихся исполнителей авторской песни периода шестидесятничества 32
2.1. Общее и индивидуальное в творчестве выдающихся исполнителей авторской песни периода шестидесятничества 32
2.2. Творческое наследие Б.Окуджавы, А.Галича, Ю.Визбора и др. 40
Выводы по главе 84
Глава 3. Роль авторской песни как жанра и движения в период шестидесятничества 88
Заключение 93
Список литературы 98
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что авторская песня, получившая особую популярность в период шестидесятничества до сих пор остается востребованной слушателем. Секрет этой популярности и уже вневременности в особой искренности автора и вечности выбранных тем. Особенно важным становится стиль изложения, который существенно отличается от традиционного.
Термин "авторская песня" ещё не фигурирует в словарях, энциклопедиях и учебниках, но приблизительно с середины 1960-х гг. активно употребляется в прессе, в сообщениях и репортажах, в критических и полемических статьях, посвящённых творчеству поэтов-"бардов". С начала 1990-х гг. появляются литературоведческие исследования поэзии Высоцкого, Галича, Окуджавы, и понятие "авторская песня", введённое в научный обиход, употребляется уже без скобок.
Понятие "барды", конечно, не слишком удачно, однако было необходимо провести разграничение с привычным определением "поэты-песенники", не подразумевающим сочинение мелодий к своим стихам и их авторское исполнение.
Формирование авторской песни как современного оригинального жанра полностью совпадает по времени с эпохой так называемой "оттепели"; расцвет "первой волны" авторской песни приходится на начало 1960-х гг. Вследствие потепления политического климата и ослабления цензуры происходит постепенное оживление общественной и культурной жизни, литературного процесса. В общественном самосознании возрастает роль индивидуальных, личностных начал, интерес к жизни "частного человека".
Поэтическое творчество в начале шестидесятых приняло воистину массовый характер. Студенческая молодёжь рубежа пятидесятых-шестидесятых была охвачена лирическим настроением, желанием высказать что-то своё, личное, поделиться, объясниться и реализоваться в собственных глазах и в глазах читателя, слушателя, зрителя. Отсюда стремление к публичности, легальности, работа напоказ, с трибуны, с кафедры, с эстрады. Отсюда публицистичность и полемический задор молодой поэзии, её зависимость от декламации. Отсюда вкрапление в лирику эпических и драматургических элементов. Как писал позднее поэт Давид Самойлов, "пришло свежее поколение со свежим кругом ощущений и мыслей, которые в ту пору были очень близки ощущениям и Список литературы
Аннинский Л. Барды. М., 1999.
Богомолов Н.А. Несколько размышлений на заданную тему // НЛО. 2003, № 59.
Бойко С. За каплями датского короля. Пути исканий Булата Окуджавы. // Вопросы литературы, 1998, № 5.
Ваншенкин К. Преимущественно о рифме // Литературная газета. - 1960. - 12 июля.
Венцов Л. Поэзия Александра Галича // Заклинание Добра и Зла: Сб. / Сост. Н. Крейтнер. - М., 1991
Высоцкий В. С. Нерв: Стихи / Составление и предисловие Р. Рождественского. - М., 1981.
Галич А. А. Возвращение / Вступит. статья и послесловие Ст. Рассадина. - Л-д, 1989.
Жебровска А.И. Авторская песня в восприятии критики, 60е - 80е гг.: Дисс. <...> доктора филол. наук. - М.: МГУ, 1994.
Жирмунский В. Английская народная баллада // Английские и шотландские баллады в переводах С. Маршака. - М., 1973. - С. 87-103.
Красухин Г. «То весел он, то грустен он...» // Вопросы литературы, 1968, № 9.
Крылов А. Е. О жанровых песнях и их языке (По материалам творческого наследия Александра Галича) // Мир Высоцкого: Исслед. и мат. Вып. 1. - М., 1997. - С. 365-371.
Курилов Д.Н. Авторская песня как жанр русской поэзии советской эпохи (60-е – 70-е гг.). – Дис. На соиск. ст. канд. филол. наук. – М., 1999.
Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. - СПб., 1996.
Минералов Ю. И. Так говорила держава: XX век и русская песня. - М., 1995.
Муравьёв М. Седьмая строка // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Вып. 2. - М., 1998. - С. 448-461.
Новиков Вл. Авторская песня. М., 2000.
Новиков Вл. Властитель чувств. – В кн.: Новиков Вл. Заскок. М., 1987.
Окуджава Б. Ш. Лирика. - Калуга, 1956.
Панкратов Ю., Харабаров И. О чувстве нового // Литературная газета. - 1959. - 24 окт.
Песни Булата Окуджавы / Сост. Л. А. Шилов. - М., 1989.
Прищепа В. П. Российского Отечества поэт (Е. А. Евтушенко: 1965-1995 гг.). - Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 1996.
Рассадин Ст. Испытание гласностью // Галич А. Возвращение. - Л., 1989. - С. 283-314.
Скобелев А., Шаулов С. Менестрели наших дней // Литературная Грузия. - 1986. - № 4. - С. 154-169.
Чайковский Р. Милости Булата Окуджавы. Работы разных лет. Магадан, 1999.
Чудакова М. О. "Лишь я, таинственный певец..." // Литературное обозрение. - 1998. - № 3. - С. 10-12.
Штромас А. В мире образов и идей Александра Галича // Заклинание Добра и Зла: Сб. - М., 1991. - С. 329-357.
Эткинд Е. "Человеческая комедия" Александра Галича // Заклинание Добра и Зла: Сб. - М., 1991. - С. 71-89.
22:43 15.07.2009