981.1. Народное, массовое, повседневное в современной культуре
Содержание
Введение 3
Глава 1. Особенности народной культуры в современной культуре 7
1.1. Общее представление о народной культуре и проблемах ее исследования 7
1.2. Традиция как способ формирования и функционирования народной культуры 16
1.3. Исторически сложившиеся формы фольклора в современных условиях 23
Глава 2 . Массовая культура современности 28
2.1. Понятие о массовой культуре 28
2.2. Условия формирования современной массовой культуры 31
2.3. Кич как элемент современной массовой культуры 37
Глава 3. Повседневность в современной культуре 43
3.1. Сущность повседневности в культуре 43
3.2. Основные элементы в повседневности 46
3.3. Влияние на традиционную культуру 50
Заключение 55
Литература 57
Литература
1. Бодрийар Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. -Екатеринбург. 2000.
2. Бычков В.В. Эстетическое в системе культуры // Мир культуры // Труды Государственной академии славянской культуры. Вып. II. М., 2000. С. 92 - 106.
3. Гачев Г. Национальные образы мира. — М.: Советский писатель, 1988. — 448 с.
4. Герцен А.И. Избранные философские произведения. Т. 2. — М.: 1948.
5. Гринберг К. Авангард и кич // Словарь современного искусства. – М., 2005.
6. Захаров А.В. Массовое общество и культура в России: социально-типологический анализ // Вопросы философии, 2003, № 9. – С. 3 - 16.
7. Зотов С.В. Повседневная культура как константная субстанция национальных культур // Аналитика культурологи. 2005. № 5. – С. 28
8. Ильина Т.В. История искусств. - М., 1994.
9. История эстетической мысли. Т. 1-5. М., 1985 - 1990.
10. Каган М. С. Эстетика как философская наука. СПб., 1997
11. Каргин А.С., Хренов Н.А. Традиционная культура на рубеже XX — XXI веков // Традиционная культура. Научный альманах, 2000, № 1. (См. также другие статьи в этом номере журнала); Неклюдов С.Ю. После фольклора // Живая старина, 1995, № 1, С. 4.
12. Кириллова Н.Б. Медиа-культура: от модерна к постмодерну. – М.: Академический проект, 2006.
13. Киященко Н.И. Массовая культура и массовое искусство как глобальная проблема ХХI века. / http://ihtik.lib.ru/philosarticles_21dec2006/philosarticles_21dec2006_4178.rar
14. Киященко Н.И. Современные концепции эстетического воспитания. – М. 1999.
15. Киященко Н.И. Эстетика жизни. – М.: ИНФРА-М, ФОРУМ, 2000.
16. Коськов М.А. Предметное творчество. - СПб., 1996.
17. Лелеко В.Д. Эстетика в интерпарадигмальном пространстве: перспективы нового века. Материалы научной конференции 10 октября 2001 г. Серия “Symposium”, выпуск 16. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С.34-36
18. Массовая культура и массовое искусство "за" и "против" / [К.З. Акопян, А.В. Захаров, С.Я. Кагарлицкая и др.] ; Акад. гуманитар. исслед. – М. : Гуманитарий, 2003.
19. Народная культура в современных условиях: Учеб. пособие / Министерство культуры РФ. Российский ин-т культурологии. Отв. ред. Н.Г. Михайлова. — М., 2000.
20. Орлова Э.А. Динамика культуры и целеполагающая активность человека // Морфология культуры: структура и динамика. М., 1994.
21. Постмодернизм и культура: Сб. статей / Отв. ред. Е. Н. Шапинская. М.: ИФ АН, 1991.
22. Самохвалова В.И. Мифы для массового человека // Полигнозис. 2001 . № 1. - С. 120-139
23. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России середины XIX века. — М.: Искусство, 1991.
24. Хренов Н.А. Культура в эпоху социального хаоса. – М., 2002.
25. Чистов В.К. Фольклор // Культурология. XX век. В 2-х т. / Сост. С.Я.Левит. - СПб.: Университетская книга, 1998.
26. Шапинская Е.Н. Философия образования и эстетическое воспитание в США // Современный мир и эстетическое развитие человека. М., 1993. С. 38-40.
27. Шумилкин С. Нижегородская ярмарка // Наше Наследие, 1990, № 4.
28. Народная культура в современных условиях: Учеб. пособие / О.Д. Балдина, Э.В. Быкова, Е.Э. Гавриляченко; Отв. ред. Н.Г. Михайлова; Рос. ин-т культурологии. - М., 2000. - 219 с. - Библиогр.: с. 217-219
29. Бакланова Т.И., Стрельцова Е.Ю. Народное художественное творчество и его место в российской культуре // Преданья старины. 2006.
30. Бычков В.В. Эстетика. - М: Гардарики, 2006.
31. Грожан Д.В. История мировой культуры для студентов вузов. – Ростов-н/Д: 2005.
32. Кузнецова Т.В. Народность искусства: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: МАКС Пресс, 2007.
33. Чичеров В.И.. Вопросы теории и истории народного творчества. М., 1959
34. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л., 1967
35. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.
36. Воронов В.С. О крестьянском искусстве. М., 1972
37. Ильин М.А. Исследования и очерки. Избранные работы об искусстве народных промыслов и архитектурном наследии XVI-XX веков. М., 1976. – С. 13 - 159.
38. Салтыков А.Б. Избранные труды. - М., 1962.
39. Некрасова М.А. Еще раз о традициях и современности // Декоративное искусство СССР, 1962, №8, с. 34, 35
40. Стравинский И. Диалоги. Л., 1971.
41. Пунин Н.Н. Русское и советское искусство. - М., 1976
42. Богуславская И.Я. Народное искусство или ширпотреб? // Декоративное искусство СССР, 1976, №6, с. 22
Доклад
Тема дипломной работы - народное, массовое, повседневное в современной культуре
Актуальность темы исследования обусловлена тесным переплетением народной, современной и повседневной культуры человека и общества. При этом достаточно сложным становится определение четких границ существования каждого типа культуры и перехода в современность.
Обращаясь к изучению мировой художественной культуры, прежде всего, необходимо выяснить и определиться: что такое культура, в чем ее сущность и особенность происхождения, по какому признаку мы разделяем материальную и духовную (в которую входит и художественная) культуру, как соотносятся понятия «культура» и «цивилизация» и т.д.
Понятие "культура" является одним из наиболее часто употребляемых и поэтому многозначных понятий обыденного и научного языка. Многозначность культуры определяется сложностью и многогранностью ее системы — самых разнообразных явлений в жизни отдельного человека, групп людей и всего человеческого общества в целом. Она одновременно является и совокупностью ценностей, созданных человеком, и самим процессом их создания, и условием их интерпретации, усвоения и потребления. Поэтому то или иное видение культуры, то или иное осмысление культуры зависит от подхода к ее изучению, предпосылок, которые лежат в основе этого подхода, точки зрения, с которой исследуется культура. В результате образуется великое множество интерпретаций понятия «культура».
В искусстве эстетическое сознание выражается в наиболее концентрированном виде, хотя при его создании художественность произведения далеко не всегда являлась главной целью его творцов или заказчиков. Тем не менее именно благодаря ей (и за нее) ценилось произведение искусства, ибо только высоко художественные произведения объективно были в состоянии выполнить предназначенные им самой культурой (или выражающемся в ней и через нее Духом) функции, только они высоко оценивались (как правило на основе интуитивных критериев) современниками и только они в конце концов вошли в сокровищницу человеческой культуры, являясь истинными художественно-эстетическими феноменами.
В связи со сказанным вполне естественно возникает вопрос об уровне эстетического в том или ином виде, жанре и т.п. разновидностях искусства. Это большая и сложная проблема, которой не место здесь подробно заниматься. По существу же можно только сказать, что, как это видно из самого определения эстетического, строгих критериев "измерения" уровней эстетического не существует и принципиально существовать не может, ибо эстетическое является характеристикой взаимоотношения субъекта и объекта, а так как субъективный компонент принципиально вариативен (все субъекты эстетического восприятия или творчества отличны друг от друга массой параметров), то и не может существовать объективного критерия для уровня эстетического. Однако порядок (в математическом смысле этого слова) эстетического уровня того или иного произведения, вида, жанра искусства может быть с большей или меньшей долей вероятности выявлен на основе эмпирико-статистических исследований (для определенной культуры, естественно, т.е. для определенной группы или класса субъектов восприятия) или интуитивных узрений и суждений профессионалов-эстетиков, искусствоведов, самих художников (хотя у последней группы интуитивные критерии оценки уровня художественности или эстетического, часто и достаточно высоки, но сильно субъективизированы и имеют нередко узкую направленность в пределах их профессионального дара).
В нашей работе будут рассмотрены эстетические компоненты основных уровней культуры, т.е. народной, массовой и повседневной.
Цель работы – охарактеризовать народное, массовое, повседневное в современной культуре.
Для выполнения поставленной цели нами были решены следующие задачи: проанализированы особенности народной культуры в современном обществе, исследованы особенности массовой культуры, изучены черты повседневности в современной культуре.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения.
В первой главе рассматриваются основные аспекты народной культуры и ее роль в современной культуре. Дается характеристика общих представлений о народной культуре и проблемах ее исследования, анализируется традиция как способ формирования и функционирования народной культуры, анализируются исторически сформировавшиеся формы фольклора в современных условиях.
Вторя глава посвящена вопросам массовой культуры в современности. Массовая культура рассматривается с позиций существующих ныне теорий, рассматриваются условия формирования современной культуры, изучается кич, как современный элемент массовой культуры.
В третьей главе анализируются проблемы повседневности в современной культуре. Анализируется сущность повседневности в культуре, изучаются основные элементы повседневности, определена степень влияния на традиционную культуру.
В результате проведенной работы нами были получены следующие выводы.
Отношения народной культуры с массовой противоречивы. С одной стороны, массовая культура навязывает народному творчеству определенный образ мышления и выражения. В то же время сама эта культура подпитывается от народной. Например, эстрадные исполнители часто используют элементы фольклорной музыки. А обращение к различным традиционным сюжетам, скажем к легендам о короле Артуре, в современных фильмах ведет к их популяризации и побуждает некоторых зрителей обратиться к первоисточникам.
Вопрос о месте и роли традиционной культуры в современном обществе представляется необычайно интересным и важным. Почти два столетия, начиная с эпохи Просвещения, прошли под лозунгом борьбы с народным невежеством и суевериями. Народное искусство считалось "примитивным" и не заслуживающим внимания, а приверженность традициям — признаком отсталости. В наше время ситуация коренным образом изменилась.
Поскольку массовая культура представляет собой не субстрат, а форму, в которой при нынешних условиях функционирует общественное сознание, нет никаких препятствий для того, чтобы эта форма наполнялась самым разнообразным духовным содержанием — религиозным, философским, научным, нравственным, идеологическим, эстетическим. Не составляет исключения и этническая, фольклорная культура, которая также "впитывается" и "поглощается" массовой культурой, по мере возможности. Образно говоря, в массовом обществе происходит утилизация различных жанров народного творчества, существовавших ранее как относительно обособленные виды художественной практики, и "нагрузка" их жизненно важными общественными функциями: просветительскими, образовательными, информационными, организационными, политико-пропагандистскими, развлекательными и пр.
И все же сказать, что современное массовое общество только адаптирует и утилизирует традиционную культуру для своих потребностей, было бы совершенно недостаточно. В последние годы некоторые исследователи как у нас в стране, так и за рубежом, все настойчивее говорят и пишут о возникновении принципиально нового типа культуры, являющего собой, по существу, некий симбиоз культуры традиционной и массовой. Одни авторы называют это новое явление "промежуточной", другие — "третьей" культурой. Мне представляется наиболее подходящим выражение — "популярная культура". Данный термин уже широко принят в мировом научном сообществе. В некоторых зарубежных университетах введены учебные программы и курсы по этому предмету. Термин "популярная культура" (его не надо смешивать с "поп-культурой") указывает на непосредственного адресата, для которого предназначены новые виды художественной, социокультурной практики, возникающие на пороге XXI столетия. Эпитет "популярная", помимо этого, свидетельствует о масштабности и распространенности определенных тенденций в культуре. Наконец, важным преимуществом названного термина представляется то, что он не "замаран" прошлым опытом негативного оценочного использования, как это, например, произошло в научном языке с термином "массовая культура".