374. Мировоззренческие аспекты изучения культуры Древней Руси в школьном курсе МХК
Содержание
Введение 3
Глава I. Философские и культурологические основы изучения искусства Древней Руси. 6
1.1. Осмысление культуры Древней Руси в отечественной философии. 6
1.2. Евразийская концепция культуры и наследие Древней Руси. 18
1.3. Искусствоведческие аспекты изучения культуры Древней Руси. 31
Глава II. Изучение культуры Древней Руси в курсе МХК как одна из ступеней формирования мировоззрения школьника. 40
2.1. Древнерусская живопись и специфика её восприятия. 40
2.2. Мировоззренческий и этический аспекты изучения Древнерусской живописи в школьном курсе МХК. 46
2.3. Художественно-педагогический анализ иконописи на уроках МХК 52
Заключение 58
Литература 59
Приложение 62
Литература
1. Аверинцев С Будущее христианства в Европе //Новая Европа. 1994, №4 С. 19-20.
2. Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. М., 1990
3. Алпатов. М. Немеркнущее наследие: Кн. Для учителя. — М., 1990. — С. 167-168
4. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи М., 1993
5. Бердяев Н.А. утопический этатизм евразийцев // Новое время.1996. № 3.
6. Бернштейн Б.М. Искусствоведческие аспекты изучения традиционной культуры// Традиционноя культура. 2000. №2.С.13
7. Бряник Н.В. Самобытность русской науки. Предпосылки и реальность. – М., 2005.
8. Булгаков С.Н. Сочинения. I, II Т. - М. "Наука", 1993.
9. Бычков В.В. Древнерусская эстетика М-ХЛ/П века. М., 1992.
10. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. — М.; Искусство, 1993.
11. Вопросы культурологии: Сборник аспирантских работ. - М.: ГАСК, 1999.-84с.
12. Гуревич П.С. Психология и педагогика. — М.; Проект, 2004.
Никандров Н. Воспитание и религия // Педагогика. — 1991.— № 12.— С.51
13. ЕреминаТ.С. Русский православный храм. История. Символика. Предания. — М.; Прогресс-Традиция, 2002.
14. Зеньковский В.В. История русской философии. – М., 2002.
15. Исаев И.А. Утописты-провидцы? Два пути Евразии. М., 1992.
16. История русской философии. М., 2001.
17. История философии. Запад — Россия — Восток. М., 1998.
18. Кирпичников А.И. Моральная философия в России. Становление основных понятий (Х1-ХVII вв.) // Вестник СПб университета. Серия 6. Философия. Политология, социология. Вып.3 СПб., 1996.
19. Книжность Древней Руси // Избранные лекции по истории мировой культуры. Учебное пособие/ Отв.ред. Л.Д.Райгородский. СПб., Издат. СПбГМТУ. 1995.
20. Корнилович К.В. Окно в минувшее. — Л.; Искусство, 1968
21. Лазарев В.Н. Русская иконопись. М., 1983.
22. Малая история искусств. Искусство средних веков. — М.; Искусство, 1975.
23. Пешикова Л.В. Методика преподавания мировой художественной культуры в школе: пособие для учителя. — М., Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005
24. Пути Евразии — М.: Русская книга, 1992.
25. Россия в евразийском пространстве. // М., 1994.
26. Русский узел евразийства. Восток в русской мысли. — М.:Беловодье, 1997.
27. Сидорина Т.Ю. Кризис ХХ века. М.,2001.
28. Солодовников Ю.А. Человек в мировой художественной культуре. Учеб.-хрестоматия для 8 кл.общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2003.
29. Солодовников Ю.А., Предтеченская Л.М. Мировая художественная культура: Сборник программ и методических материалов: 6 — 11кл. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
30. Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. Умозрение в красках. Два мира в древне-русской иконописи. Россия в ее иконе. — Новосибирск; Сибирь XXI век, 1991
31. Федотов Г.П. об антихристовом добре // Путь. - №5. - 1926. - Окт.-Нояб. - С. 580-588
32. Федотов Г.П. Письма о русской культуре // Учебный курс по культурологии. Р.-наД, 1996.
33. Флоренский П.А. Соч в 4 т. Т. 1. М., 1994.
34. Черный В.Д. Методические рекомендации и материалы к изучению русского средневекового искусства. — М.; Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
35. Чумакова Т.В. Образ человека в культуре Древней Руси. Изд. Санкт-Петербургское философское общество. СПб., 2001.
36. Чумакова Т.В. Проблемы антропологии в древнерусской мысли // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Философия. Политологи. Социология. Вып.1. Сер.6. СПб., 1997.
37. Шубарт В. Европа и душа Востока. – М., 2003.
Приложение
Приложение 1.
План урока
Искусство Древней Руси.
Цель урока:
Показать мировоззрение через образы искусства Древней Руси.
Задачи:
- Образовательные:
1. Изучить особенности культуры языческой Руси, условия ее формирования.
2. Познакомить учащихся с основными типами и изображения Христа, Богородицы, Троицы и основными канонами Русской иконописи.
Обобщить знания о символических цветах языческого и христианского искусства.
– Воспитательные:
Привить навыки изучения и анализа иконографических произведений.
Оборудование:
1. Музыкальный центр.
2. Проектор
3. Комплект слайдов
4. Фотоматериал по архитектуре Византии и Древней Руси
5. Музыкальные записи Византийских, Сербских, храмовых песнопений, знаменного роспева.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Изложение нового материалы
1. Истоком культуры Древней Руси является языческая культура V-IX вв.
2. Особенности культуры языческой Руси связаны с фольклором.
Раздать материал.
(Фольклор языческой Руси:
- основные культы связаны с Солнцем, т.е. являются солярными (божества Сварог, Святовид, Ярило, Даждьбог и др.);
- другие культы имеют связь с силами природы, многие божества покровительствуют урожаю (Род, Рожаницы, Авсень, Коляда и др.), что также связано с солнцем;
- основная символика фольклора – солярная.
-Давайте попробуем выявить с чем были связаны божества языческой Руси? (с природой)
-Какой культ был центральным? (культ Солнца)
-С чем был связан главный культ?(с солнцем)
3. Давайте рассмотрим это на примерах.
Звучит запись народной песни. На доске появляются: традиционный рушник и старинная традиционная рубаха.
-Где Вам было бы удобней исполнять эту песню?(на просторе, на природе)
-Почему?(песня имела символическое значение, являлась образом жизни; песни слагали о своей жизни; человек был ближе к природе - сливался с ней воедино; нет скованности)
4. Узор – это оберег поэтому он наносился в определенных местах: края рушника, горловина, плечи костюма. Существовала определенная символика цвета. Использовались только традиционные цвета: черный – земля, сила; красный – солнце, огонь, любовь.
Элементами узоров были символы – на рушнике это древо жизни, на рубахе это солярные знаки. Показать.
Солярный – значит солнечный. Солярными символами в разных традициях являются окружность с точкой в центре или без неё.
Эти символы использовались не только в одежде, а так же во внешнем и внутреннем убранстве избы, на домашней утвари, на прялках и др.
Язычество – это не просто культ, а мировоззрение.
-Каковы были его особые черты?(единство с природой, связь с природой, свобода)
5. 988 г. – принятие Христианства.
-Откуда христианское учение приходит на Русь?(из Византии)
Принятие христианства шло очень быстро. Это значит, что мировоззрение людей должно было изменяться стремительно.
-Возможно ли это?(нет)
-Почему же христианская служба по Византийскому канону понравилась больше других послам, посланным Владимиром? Давайте попробуем это понять на примерах. Прослушаем музыку и посмотрим слайды.
Идет показ материала.
Видеоряд: Жертвенная чаша, Троица
Звучит: Сербская духовная музыка (Крэсту твоему).
Повтор вопроса.
-Почему же христианская служба по Византийскому канону понравилась больше других послам, посланным Владимиром?
-Нет ли в этих изображениях похожего на традиционные языческие орнаменты?(связь с природой – родственность с культом солнца, солярность, вписанность в круг)
-Нет ли в звучании этой музыки похожего на русскую народную песню?(есть хор, есть солист, напевность, свобода)
6. Попробуем познакомиться с культурой Византии более подробно.
Объединяемся в две микрогруппы. Каждая из групп получает фото Византийских храмов и их интерьеров. Смотрим и слушаем музыку.
-Выделите особенности этой архитектуры и этой музыки?
(Архитектура – приземистость, растянутость, наличие куполов, центричность, ярусность, обилие окон, свет, обилие украшений;
Особенности музыки – плавная, протяжная, восточный колорит, есть солист, есть хор, орнаментальный характер мелодии)
-Что объединяет эту архитектуру и эту музыку?(орнаментальность – обилие украшений, протяжность - растянутость)
А теперь посмотрим как выглядит храмовая архитектура и храмовая музыка Древней Руси.
Смотрим фотографии, слайды и шлушаем музыку.
-Как музыка соответствует внешнему виду и убранству Храма?
(плавность линий – плавность мелодии; простота звучания, нет украшений – простота внешнего убранства храма; строгость ликов)
-Чем эти особенности отличаются от Византии?(в Византии – пышность, приземистость,в Древней Руси – это строгость, стремление ввысь)
7. Русская иконопись связана с традициями Византии. Она заимствовала каноны (это совокупность строго установленных правил и приёмов) и иконографию из Византии. Иконография – это типы изображения. Основные типы изображения связаны с Христом, Богородицей, Троицей. Давайте посмотрим слайды.
Иконография Христа:
1. Спас Нерукотворный
2. Спас в Силах
3. Пантократор
4. Распятие Христа
Иконография Богородицы:
1. Оранта
2. Одигитрия
3. Умиление
Иконография Троицы:
1. Ветхозаветная (вписана в круг)
2. Новозаветная (характерно для западной живописи)
Давайте запишем основные иконописные каноны:
1. Фронтальность
2. Симметричность
3. Уровновешанность
-Есть ли общее в цветовой гамме этих икон? (да) Какие именно цвета присутствуют в этих иконах?(желтый (золотой), красный, зеленый, белый, черный)
-Что могут обозначать эти цвета?
(Золотой - цвет и свет одновременно; спасение человеческой души; выражение святости; принадлежность к миру вечных ценностей;
Белый – близок к золотому, выражает божественность; символ чистоты, непорочности, причастности к божественному миру;
Красный – огонь; кровь Христова;
Зелёный – вечная жизнь; юность; цветение; земной цвет; цвет надежды;
Синий – символ божественного мира;
Чёрный – конец; смерть; ад)
-Имели ли цвета символическое значение во времена язычества?(да)
-Какие традиционные цвета Вы запомнили?(черный – земля, сила; красный – солнце, огонь, любовь)
8. -Менянось ли мировоззрение людей в эпоху язычества и в эпоху Древней Руси?(да)
-Как именно? От чего к чему? (от язычества к христианству)
-Уточните, что включает в себя языческое мировоззрение, а что христианское? (язычество – это единство связь с природой; свобода
христианство – строгость, вера в единого бога)
-Как это отразилось в искусстве? Каким было языческое искусство?
(искусство связано с природой; основное средство выразительности – орнамент, построенный на символах; обращение к цветам традиционным и символическим)
-Что нового в искусство принесло христианство? (появляется храмовая архитектура, иконопись; использование канона, расширение цветовой палитры – при этом цвета остаются символическими)
-Появились ли новые композиционные решения? (группировка персонажей, объединение в круг, вписанность)
Доклад
Тема работы - мировоззренческая функция изучения культуры Древней Руси в рамках школьного курса МХК.
В последние годы все чаще многими учеными, педагогами поднимается вопрос о возрождении русской религиозно-духовной культуры в ее культурологическом значении. В дореволюционной России знание христианской культуры было обязательным, что отражало не только мировоззрение, но и вековой уклад жизни многих слоев населения.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения культуры древней Руси как мировоззренческой категории русского народа. Традиция Русской культуры уходит корнями в начало IX века, когда произошло формирование единого государства восточных славян – Киевской Руси. Особое место данный исторический период развития культурного наследия нашей страны занимает в школьном курсе МХК.
Развитие Древнерусской культуры находится в тесной взаимосвязи с христианским вероучением. В последние годы идёт извращение отношения к культуре Древней Руси, отягощенное негативной оценкой всего религиозного в советский период. В связи с этим важны именно мировоззренческие аспекты изучения культуры Древней Руси в рамках школьного курса МХК.
В этой связи особую актуальность приобретает определение места Русской культуры в целом, а также наследие Древней Руси в мировом культурном процессе. В частности к её изучению обращались в первую очередь славянофилы, поэтому культура Древней Руси была в центре внимания русской философии рубежа 19-20 в.в. (Булгаков С., Флоренский П.А., Трубецкой Е.Н., Мень А. и др.).
Россия занимает одно из важнейших и в то же самое время самобытных мест в мировом художественном пространстве. Определению места России в Мировом культурном процессе уделяли сторонники евразийской концепции культуры (И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. И. Кошелев, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков, В. А. Черкасский и др.).
Проблема исследования – наличие разнообразия функций изучения в рамках школьного курса МХК Древнерусской культуры.
Объект исследования – культура Древней Руси в школьном курсе МХК.
Предмет исследования – мировоззренческий аспект культуры Древней Руси в школьном курсе МХК.
Цель работы – охарактеризовать мировоззренческую функцию изучения культуры Древней Руси в рамках школьного курса МХК.
Для выполнения поставленной цели нами был решены следующие задачи: определены особенности философского и культурологического аспектов изучения культуры Древней Руси, проанализировано изучение культуры Древней Руси в курсе МХК, как одной из мировоззренческих ступеней формирования личности школьника.
Гипотеза исследования – заключается в том, что если включить изучение древнерусской культуры в школьный курс МХК, то это будет способствовать самопозиционированию школьника в системе мировосприятия как части российского народа.
Теоретическая значимость – заключается в обобщении и систематизации имеющихся данных по культурологии и педагогике.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Самобытность русской культуры, по мнению евразийцев, определяется ее пространственным положением. Русь одновременно осознавала себя и центром мира, и его периферией, одновременно ориентировалась и на изоляцию, и на интеграцию. В концепции евразийцев русская культура обладает самобытностью, которая определяет ее положение в мировой культуре. Особую роль при этом философы-славянофилы отводят православию как основополагающему фактору формирования российского мировоззрения, а в месте с ним и культурного пространства.
Искусствоведческие аспекты изучения ориентированы на то, что для русской культуры возникают следующие контексты: нравственный, утопический и размышления о рождении, жизни, смерти и бессмертии человека. Мечта об идеальном мире и идеальном человеке в нем, возникшая от пересечения языческой и христианской традиции, характеризовали все слои населения.
Древнерусская культура представляет важнейший компонент в изучении культуры России в рамках школьного курса МХК. Изучение иконописи составляет одну из основных задач при рассмотрении этапов развития русской культуры, поскольку на протяжении длительного периода времени именно они являлись основными памятниками изобразительного искусства.
В отличие от стенописи и миниатюры, иконы являлись отдельными живописными композициями, выполнявшимися в разнообразной технике, в зависимости от периода истории.
Первой ступенью изучения становится «знакомство» с образами древнерусского искусства. Для кого-то это знакомство уже состоялось на уровне «лицезрения» иконописных образов в стенах храма или музейной экспозиции, кто-то знаком с началами «Священной истории». Важно, чтобы на этой начальной стадии не осталось равнодушных. Необходимо добиться эмоционального отклика. Лишь при наличии эмоциональной отзывчивости, возможна организация общения с памятниками древнерусского искусства. Первая ступень — «описательная». Здесь происходит знакомство с персонажами, сюжетами, авторами. Это восприятие конкретных художественных прозведений.
Следующим этапом изучения древнерусской живописи становится знакомство с ее языком — средствами выразительности, канонами и символами. На этом уровне целесообразно сопоставление. Сопоставление происходит на уровне воплощения одного персонажа, сюжета. Такое сопоставление поможет ученикам самостоятельно выйти на понятие канона. Знакомство с символикой обеспечит понимание выразительной стороны изображения.
На второй ступени изучения древнерусского искусства возможно выдвижение идейно-нравственных и эстетических проблем на первый план. Художественное восприятие школьников переходит на следующую ступень. Анализ средств художественной выразительности подчиняется новым проблемам общехудожественного значения.
Использование анализа иконописи на уроках МХК позволяет активизировать интерес учащихся к истории и культуре России.