449. Взаимосвязь интеллекта с креативностью
Оглавление
Оглавление 2
Введение 3
Глава 1.Теоретические основы исследования творчества и интеллекта в психологии 5
1.1 Исторический обзор психологических исследований проблемы творчества в зарубежных и отечественных исследованиях 5
1.2 Креативность как свойство личности. 13
1.3 Методы стимулирования развития креативности 25
1.4 Проблема взаимосвязи интеллекта с креативностью 28
1.4.1 Понятие интеллекта в психологии 28
1.5 Особенности развития интеллекта женщин и мужчин 32
Глава 2 Исследование взаимосвязи интеллекта и креативности в юношеском возрасте 40
2.1 Организация и методы исследования 40
2.2 Анализ результатов исследования 46
Заключение 55
Литература 56
Литература
1. Алешина, Ю. Волович А. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины / М.: Педагогика, 1991. – 82 с.
2. Анищенко, О.М. Условие формирования предпосылок учебной деятельности детей / М.: Просвещение, 1979. – 44 с.
3. Анциферова, Л. И. Материалистические идеи в зарубежной психологии / М.: Высшая школа, 1974. – 208 с.
4. Арчер, Дж. Половые роли в детстве: структура и развитие: Детство идеальное и настоящее / Пер. с англ. / Новосибирск: Сибирский хронограф, 1994. – 211 с.
5. Асеев, В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие / Иркутск: Эксмо, 1989. – 425 с.
6. Асмолова, А.Т. Психология личности / М.: Академия, 1983. – 213 с.
7. Бабаева, Т.И. У школьного порога / М.: Просвещение, 1993. – 40 с.
8. Батлер, Дж. Гендерное беспокойство: Антология гендерной теории / Минск: Владос, 2001. – 346 с.
9. Бандура, А. Теория социального научения / Санкт-Петербург: Евразия, 2000. – 381 с.
10. Бендас Т.В. Гендерная психология. Изд-во Питер, 2007. – 430 с.
11. Берн, Ш. Гендерная психология / СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. - 320 с.
12. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества // Исследование проблем психологии творчества под ред. Я.А. Пономарева. – М.: Наука, 1983. С. 182 – 195.
13. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / М.: Правда, 1979.– 48 с.
14. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / М.: Просвещение, 1968. – 207 с.
15. Бреева, Е.Б. Дети в семье: гендерные аспекты воспитания / М.: Владос, 2000. – 75 с.
16. Бреслов, Г.М., Хасан Б.И. Пол и образование / Красноярск: Педагогика, 1995. - 197 с.
17. Бэрон, Р., Ричардсон Д. Агрессия / СПб.: Питер, 1998. – 448 с.
18. Введение в гендерные исследования. Учебное пособие / МГУ, 2000. – 94 с.
19. Вдовюк, В., Рыков С. Гендерные исследования в педагогике / М.: Высшее образование, 2001. — 117 с.
20. Венгер, Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей / М.: АСТ-Пресс, 1989. - 70 с.
21. Венгер, Л.А. Развитие общих познавательных способностей как предмет общего психологического исследования: Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / М.: Владос, 1986. – 177 с.
22. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / СПб.: Педагогика, 1997. – 620 с.
23. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В.Гамезо и др.– М.: Педагогика, 1984. – 340 с.
24. Гальперин, П.Я., Ждан А.Н. Хрестоматия по истории психологии / М.: Правда, 1980. – 258 с.
25. Гендерный подход в дошкольной педагогике: Монография в 2-х частях / Под ред. Л.В. Штылевой. - Мурманск: Изд-во ОУ Кол. регион. центра доп. образования и развития женщин, 2001. - Ч.1. Теория. - 108 с.
26. Гендерный подход в дошкольной педагогике: Монография в 2-х частях / Под ред. Л.В. Штылевой. - Мурманск: Изд-во ОУ Кол. регион. центра доп. образования и развития женщин, 2001. - Ч.2. Практика. - 92 с.
27. Голицын Г.А. Информационный подход в психологии творчества // Исследование проблем психологии творчества под ред. Я.А. Пономарева. – М.: Наука, 1983. С. 210 – 231.
28. Егорова, Л.С. Жизненные стратегии: гендерный аспект / Иваново: Юнона, 1999. - 60с.
29. Еремеева, В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки: два разных мира / СПб.: Питер, 2000. – 128 с.
30. Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении / М.: Наука, 1972.– 423 с.
31. Дубровина, И. В. Об индивидуальных особенностях школьников / М.: Высшая школа, 1975. – 165 с.
32. Дружинин, В. Н. Психодиагностика общих способностей / М.: Аса-Легша, 1996. – 202 с.
33. Дьяченко, О. М. Воображение дошкольника / М.: Педагогика, 1986. – 78 с.
34. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. / М.: Высшая школа, 1988. – 249 с.
35. Запорожец, А.В. Избр. психол. Труды. Т.1. / М.: Педагогика, 1986. – 321 с.
36. Зинченко, П.И. Непроизвольное запоминание / М.: Педагогика.–138 с.
37. Иванова, Е. О гендерных особенностях памяти: Гендерные исследования / М.: АСТ-Пресс, 2000. – 252 с.
38. Каган, В.Е. Половое воспитание детей: медико-психологические аспекты / Л.: Питер, 1988. – 76 с.
39. Клецинa, И.С. Гендерная проблематика в работах российских психологов история: Гендерные проблемы в общественных науках / М.: ИЭА РАН, 2001. – 87 с.
40. Клецина, И.С. Гендерная социализация / СПб.: Питер, 1997. – 127 с.
41. Кон, И.С. Вкус запретного плода: сексология для всех / М.: Педагогика, 1997. – 167 с.
42. Кон, И.С. Меняющийся мужчина в меняющемся мире: Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика / Мурманск: Владос, 2001. Ч.1. – 93 с.
43. Кон, И.С. Ребенок и общество / М.: Знание, 1988. – 293 с.
44. Коноплева, Н.А. Одаренность и гендер: Женщина в российском обществе / М.: Аркти, 1996. – 30 с.
45. Кэрол, Флэйк-Хобсон, Брайн Е., Робинсон Пэтси Скин. Развитие ребенка и его отношений с окружающими / М.: Педагогика, 1993. – 407 с.
46. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / М.: Педагогика, 1991. – 128 с.
47. Кравцова, Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника / М.: Педагогика, 1996. – 126 с.
48. Крысько, В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним / М.: Владос, 1998. – 109 с.
49. Леонтьев, А.М. Проблемы развития психики / М. Высшая школа, 1981. – 584 с.
50. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. / М.: Высшая школа, 1983.
51. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики / СПб.: Питер, 1997. – 430 с.
52. Мид, М. Развитие ребенка / М.: Знание, 1968. – 207 с.
53. Моисеева, А.М. Целостность человека как взаимодействие женского и мужского принципов и её реализация в эстетико-педагогическом процессе / Орск: Владос, 1996. - 169 с.
54. Мухина, В.С. Шестилетний ребенок в школе / М.: Знание, 1986.–144 с.
55. Немов, Р.С. Психология. В 3 кн. Кн.1.–2-е изд. / М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.–576 с.
56. Николаева, Е.И., Гладких Н.В. Что асимметрично в функциях мозга? / М.: ЭКО, 2003. - С.169-184.
57. Пиаже, Ж. Избр. психол. Труды / М.: Наука. 1969. – 319 с.
58. Подготовительная к школе группа в детском саду / Под ред. М.В.Залужской. Сост. Г.М. Лямина. / М.: Просвещение, 1975. – 142 с.
59. Подготовка детей в детском саду к школе / Под ред. А.П. Усовой., 1955. – 213 с.
60. Попова, Л.В. Гендерные аспекты самореализации личности / М.: Наука, 1996. – 88 с.
61. Попова, Л.В. Что нужно знать воспитателям о том, как мальчики и девочки научаются быть мужчинами и женщинами: Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика / Мурманск: Педагогика, 2001. – 48 с.
62. Попова, Л.В. Гендерный анализ концепций психологии творчества / М.: МЦГИ, 1997. – 141 с.
63. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. - М.,Спб.: Питер, 2003. - 480 с.
64. Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова. М.: Просвещение, 1979. – 302 с.
65. Пушкарева, Н.Л. Гендерная асимметрия современной социализации и перспективы гендерной педагогики: Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика / Мурманск: Владос, 2001. – 32 с.
66. Репина, Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии / М.: Педагогика, 1987. – 165 с.
67. Родари, Дж. Грамматика фантазии / М.: Просвещение, 1990. — 25 с.
68. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. В 2-х томах / М.: Наука, 1989. – 606 с.
69. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей / Ярославль: Гринго, 1996. – 247 с.
70. Субботина, Л. Ю. Развитие воображения у детей / Ярославль: Просвещение, 1966. – 183 с.
71. Теплов, Б.М. Проблема одаренности /М.: Советская педагогика, 1940. – 207 с.
72. Урунтаева, Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника / М.: Просвещение, 1996. – 253 с.
73. Ушинский, К.Д. Собр. соч. Т.10 / М.: Педагогика, 1970. – 250 с.
74. Фрейд, З. Введение в психоанализ. Лекции / М.: Наука, 1991. – 269 с.
75. Шведова, Н.А. Просто о сложном: гендерное просвещение / М.: АНТИКВА, 2002. – 264 с.
76. Штылева, Л.В., Пушкарева Н.Л. От теории к практике: Как мы можем это изменить? / Мурманск: ООО Милори, 2001. – 104 с.
77. Эльконин Д.Б. Психология игры / М.: Наука, 1978. – 291 с.
78. Ярошевский, М.Г. Психология в XX столетии / М.: Наука, 1974. – 428 с.
79. http://www.childpsy.ru
Выступление на защите дипломной работы по теме :
«Взаимосвязь интеллекта и креативности».
Творческое мышление – один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом.
Попытки объяснить феномен творческого мышления делались еще античными философами и не прекращаются до сих пор. В ХХ веке его изучением занялись также психологи и специалисты по кибернетике. Несмотря на столь долгое внимание к проблеме, не все ее аспекты до конца раскрыты, поэтому исследования в этой области продолжаются.
В настоящей работе приводится обзор различных концепций и подходов к изучению креативности и интеллекта, рассматриваются отличительные особенности креативной личности, а также анализируются факторы, влияющие на проявление творческих способностей.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь интеллекта и креативности личности в юношеском возрасте.
Объект исследования: личность в период обучения в вузе.
Предмет исследования: взаимосвязь интеллекта и креативности личности в юношеском возрасте.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические подходы к исследованию интеллекта и креативности;
2) определить уровень интеллекта группы студентов по методике КОТ (Краткий Ориентировочный Тест);
3) определить уровень креативности по методике Торренса;
4) изучить взаимосвязь интеллекта и креативности личности в юношеском возрасте;
Теоретико-методологические основы исследования: в работе проанализированы взгляды различных авторов на проблему, и коэффициент корреляции Спирмена.
Методы исследования: методика исследования интеллекта КОТ (краткий ориентировочный тест), методика исследования креативности ( тест Торренса).
Практическая значимость: материалы результатов и выводы данной работы можно использовать в практике работы с учащимися разных возрастов преподавателям различных дисциплин, практическим психологам, и всем, кому не безразлична работа по развитию интеллекта и креативности.
Структура дипломной работы: работа содержит 2 главы, первая – теоретическая, в ней описан и проанализирован вопрос взаимосвязи интеллекта и креативности с точки зрения различных авторов; вторая глава – практическая, она отражает практическое исследование по вопросу, анализ, выводы, заключения.
Глава 1.Теоретические основы исследования творчества и интеллекта в психологии
1.1 Исторический обзор психологических исследований проблемы творчества в зарубежных и отечественных исследованиях
С давних времен умы ученых и философов занимает вопрос: "Как возможно творческое мышление?"
Этой проблемой занимались еще античные философы (Гераклит, Демокрит, Платон), выдвигая весьма прогрессивные для того времени идеи.
Нельзя обойти вниманием и психоаналитический подход к исследованию творческого мышления. В рамках этого подхода впервые была предпринята попытка выделения фактора, лежащего в основе мыслительной активности.
Основатель психоанализа и приверженец энергетической теории человека З.Фрейд считал, что творческий продукт является результатом косвенного выражения сексуальной и агрессивной энергии, которой не дали выразить себя более прямым путем.
Исследованиями уровня креативности и зависимости степени проявления креативности от воздействующих факторов занимался Р. Стернберг. Согласно его концепции интеллектуальное поведение по отношению к внешнему миру может выражаться в адаптации, выборе типа внешней среды или ее преобразовании. Если человек реализует третий тип отношений, то при этом он проявит творческое поведение.
Свершившееся в середине ХХ в. изобретение ЭВМ, способных решать задачи, которые ранее были доступны только человеческому интеллекту, оказало большое влияние на развитие психологии мышления. Впервые зазвучала идея "искусственного интеллекта", которая нашла отражение в исследованиях А.Ньюэлла и Г. Саймона, М. Минского и Дж. Маккарти. Таким образом, в связи с зарождением информационных технологий исследования творческого мышления стали развиваться также в новом направлении: появился так называемый информационный, или когнитивный, подход.
1.2 Креативность как свойство личности.
Креативность–это способность к умственным преобразованиям и творчеству. Креативность включает в себя прошлые, сопутствующие и последующие характеристики процесса, в результате которого человек или группа людей создает что-либо, не существовавшее прежде.
Понимание креативности характеризуется необычайно широким диапозоном точек зрения: это и созидание нового в ситуаци, когда проблема вызывает доминанту, отражающую прошлый опыт; это и выход за пределы уже имеющихся знаний; это и взаимодействие, ведущее к развитию.
Существует много гипотез, пытающихся объяснить особенность творческого мышления. Их многочисленность объясняется крайней сложностью предмета, на который они направлены. Творчество — это создание нового. Когда творец вынашивает это новое, оно не известно даже ему самому.
Способностью к творческому мышлению в какой-то мере обладает, наверное, каждый. В детстве, когда преобладает образное мышление, эта способность часто проявляется в рисунках, лепках, построениях из подручных материалов, в подростковом возрасте многие пишут стихи, а в зрелом она, как правило, помогает решать прикладные задачи разного уровня (от повседневных до научно-технических и т.д.). Тем не менее, не каждого человека мы можем назвать личностью творческой.
Творческим обычно называют человека, совершившего научное открытие, гениальное изобретение или создавшего произведение искусства, т.е. совершившего творческий акт, который был высоко оценен большинством, а также человека неординарного в своем восприятии действительности и реакции на нее.
Основоположником эмпирического подхода к исследованию индивидуальных качеств творческой личности является Ф. Гальтон [5], который совместно с Ч. Пирсоном заложил основы психометрики и психодиагностики. А впервые применили психометрический метод для исследования креативности Дж. Гилфорд и Э.П. Торренс. Они провели ряд исследований взаимосвязи интеллекта и креативности с применением тестов, где под креативностью понималась прежде всего способность к дивергентному мышлению. В результате эмпирических исследований Гилфорд и Торренс [5] сделали вывод о наличии положительной корреляции между уровнями IQ и креативности. При этом они утверждали, что более высокий уровень интеллекта, обуславливает большую вероятность того, что у испытуемого будут высокие показатели по тестам креативности, хотя у лиц, продемонстрировавших высокоразвитый интеллект, могут встречаться низкие показатели креативности. В то же время их исследования показали, что при низком IQ высокая дивергентная продуктивность никогда не обнаруживалась. Торренс даже предложил теорию интеллектуального порога, которая состоит в том, что при IQ ниже 115 – 120 баллов интеллект и креативность неразличимы и образуют единый фактор, а при IQ выше 120 – творческие способности и интеллект становятся независимыми факторами [5].
Однако опубликованные вскоре результаты исследований Гетцельса и Джексона [1] представляют данные, свидетельствующие об отсутствии корреляции между показателями интеллекта и креативности.
1.4 Проблема взаимосвязи интеллекта с креативностью
1.4.1 Понятие интеллекта в психологии
Существуют самые разные взгляды на взаимосвязь интеллекта и творчества. Чаще всего противоречия объясняются разными подходами в толковании каждого из этих понятий. Ясно, что в зависимости от того, что мы понимаем под интеллектом и творчеством, будут различаться и их взаимосвязи.
Исследования креативности как способности к творчеству рассматривают креативность и интеллект как независимые параметры, которые встречаются в природе во всех возможных вариантах: есть люди с высоким интеллектом и высокими креативными способностями, низким интеллектом и высокими креативными способностями, высоким интеллектом и низкими креативными способностями и с низкими обоими показателями (Дружинин, 1995).
Если тесты на интеллект достаточно точно предсказывают как академическую успеваемость, так и профессиональный успех (обзор — Ушаков, 2004), то тесты на креативность имеют меньшую предсказательную силу (Torrance, 1988). Так, 3. Торренс сопоставил результаты, выявленные у младших школьников в тестах на креативность в 1958 г., с реальными достижениями этих людей через 22 года. Корреляция (показатель связанности) между результатами составила 0,4 и не отличалась от корреляции между достижениями и коэффициентом интеллекта, что свидетельствует о возможности сведения понятия «креативность» к понятию «интеллект» (Ушаков, 2004).
Если рассматривать креативность как способность к творчеству, но не само творчество, тогда, возможно, противоречие исчезнет: чтобы креативность переросла в творчество, она должна быть соединена с высокими показателями интеллекта и личностными качествами, отражающими упорство в достижении цели.
1.5 Особенности развития интеллекта женщин и мужчин
В учебниках по педагогике обычно пишут о различиях в познавательной деятельности учеников разного возраста, но ничего не говорят о различиях между детьми разного пола. А эти различия очень значительны. Мальчики и девочки обладают разными типами психики, разными типами познания, что, в свою очередь, определяется разной структурной и функциональной организацией мужского и женского мозга. Рассмотрим эту проблему с точки зрения функциональной специализации двух полушарий мозга. [72,94]
Когда мы говорим о девочках и мальчиках, о мужчинах и женщинах, мы – хотим этого или нет, постоянно имеем в виду существование различий в их психологии и поведении. Наличие таких различий было выявлено и обосновано в эмпирических исследованиях ученых: В.В.Абраменкова (1987); Р.Бэрон, Д.Ричардсон (1997); В.Е.Каган (1987, 1989); А.В.Либин (1999); И.И.Лунин (1986); Т.И.Юферова (1985). Выделяют две сферы, в которых были выявлены различия: когнитивная сфера личностного развития и сфера социального поведения. В когнитивной сфере можно считать установленным факт наличия половых различий в вербальных, пространственных и математических способностях. У женщин лучше развиты вербальные способности, а у мужчин - пространственные и математические.
Исследование взаимосвязи интеллекта и креативности в юношеском возрасте
Для определения взаимосвязи интеллекта и креативности было проведено исследование. В исследовании были использованы следующие методики:
1. КОТ (краткий ориентировочный тест), с помощью которого определяется уровень интеллекта, мыслительные способности.
2. Методика Торренса, которая определяет развитость творческих способностей (креативности)
3. После проведения методик была выполнена математическая обработка и проведён корреляционный анализ результатов тестов.
В исследовании принимали участие студенты 18-19 лет в количестве 27 человек, среди них 15 девушек и 12 юношей.
В данной работе методика Е Торренса представлена в сокращённом варианте заданием «Закончи рисунок».
Результаты исследования интеллекта и креативности изображены на графике:
Для оценки связи между показателями полученными по тесту КОТ и тесту Торренса был применён непараметрический метод определения корреляции по коэффициенту корреляции рангов Спирмена.
Поскольку экспериментальная группа недостаточно велика, и непараметрические методы не считаются достаточно надёжными для оценки связей между переменными, был дополнительно применён коэффициент Браве-Пирсона
Выводы по результатам исследования
1.Прослеживается прямая взаимосвязь между интеллектом и креативностью, чем выше уровень интеллекта, тем выше развитие креативности.
2.Поскольку в ходе опыта анализировалась вся выборка без различий между полом испытуемых и результат оказался в пользу наличия связи между интеллектом и креативностью, то можно предположить, что гендерных различий в этих свойствах не наблюдается.
3. Недостатком исследования является небольшая выборка, поэтому результаты являются не совсем точными, так же не взят показатель качества знаний (или успеваемости), что для учащихся является значимым.
Заключение
В данной работе проведён анализ исследований отечественных и зарубежных психологов по вопросам взаимосвязи интеллекта и креативности. Раскрыт вопрос о гендерной психологии и дана характеристика гендерных исследований по вопросу взаимосвязи интеллекта и креативности. В практической третьей главе описаны методики исследования (КОТ и тест Торренса) и область их практического применения, охарактеризована группа студентов - испытуемых и проанализированы результаты полученные в ходе исследования.
Результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу, были реализованы поставленные задачи.
Данные этой работы можно использовать в работе с учащимися старших классов школ, студентами, в диагностике развития их креативности и интеллекта.